История Краснощековской средней школы № 1

 История школы в селе Краснощеково насчитывает более ста лет.

В 1899 году был построен достаточно большой по тем меркам дом, который стал первой сельской школой (сейчас на месте этого дома находится инфекционное отделение районной больницы). Строили всем миром: сельчане понимали, что школа в селе необходима. В первой Краснощековской школе, которая являлась церковно-приходской, было всего три класса, двадцать учеников, но это уже был большой шаг вперед на пути к всеобщей грамотности. В этой маленькой школе работал один учитель, Бушуев. Изучали деревенские ребята арифметику, русский язык, чтение. (Судьба первого учителя сложилась трагически: во время гражданской войны в 1919 году он был расстрелян колчаковцами). Кроме вышеперечисленных предметов изучался Закон Божий, который преподавал местный священник. Конечно, посещать школу могли далеко не все краснощековские ребятишки, многим с шести-семи лет приходилось идти на заработки. Девочки нянчили малышей в богатых семьях, мальчики пасли скот. И родителям помогали в нелегкой крестьянской работе.

                                                 Первое здание школы

 Только после 1917 года детей в школе значительно прибавилось, и к зданию была сделана пристройка — две комнаты, два класса.

До 1927 года школа была четырехлетней, ее директором был Шмелев А. Д.

В 1927 году было построено новое, более просторное здание (сейчас в нем располагается Детско-юношеский центр) и школа стала семилетней. Для Краснощеково в то время это было большим событием. Школьное здание казалось высоко поднятым на фундаменте и большим по вместимости, так как в то время в селе не было больших зданий, не считая райисполкома.

Вокруг школы были посажены молодые деревца, которые до сих пор растут и радуют глаз.

                         Здание школы, построенное в 1927 году

Внутренний вид школы тоже отличался от современного. Тогда было очень мало картин и наглядных пособий. В классах висело по одной — две картине или портрет. Отопление было печное. Топливом служил кизяк, изготовляемый из навоза и соломы. В коридоре стояло две печи, обитые жестью. Во время перерыва между уроками вокруг печей зимой всегда терлись учащиеся, стремясь малость обогреться. Коридор одновременно служил и спортивным залом, где проходили уроки физической культуры. Школьные порядки были очень строгими, учителя пользовались огромным авторитетом. С 1935 года школа стала средней, но продолжала располагаться в двух зданиях: в старом, которое закрыли только в конце 50-х годов, учились начальные классы (учителем начальных классов был Меньшиков Тихон Иванович), а в новом проходили обучение средние и старшие. В школу в то время брали с 9 лет, учились в две смены.

                                       

     Граждан А. С., заслуженный учитель РСФСР

С 1937 года директором школы стал Граждан Александр Степанович, который занимал этот пост до 1971 года.

Знаменательным для школы стал 1939 год — она сделала свой первый выпуск, первые выпускники получили аттестаты о среднем образовании и ушли в большую жизнь. Большинство из них начинали учебу в Березовке, которая до 1935 года была районным центром Покровского района, и где располагалась единственная средняя школа, но с образованием Краснощековского района и переездом райцентра в Краснощеково средняя школа тоже была переведена, а в Березовке школа стала 9-летней.

Вот имена учащихся первого выпуска:

Ашихмин Аркадий (Краснощеково)

Бухтоярова Антонина (Харлово)

Бекасова Анна (Березовка)

Гусев Андрей (Краснощеково)

Голубь Андрей (Маралиха)

Желамских Матрена (Краснощеково)

Измайлова Ирина (Березовка)

Кудинова Ксения (Краснощеково)

Криволапова    Фекла (Карпово)

Медведев Саша (Маралиха)

Масловских Федор (Краснощеково)

Одноворченко… (Маралиха)

Ровенских Кирилл (Новошипуново)

Семыкин Егор (Новошипуново)

Савенкова Фекла (Карпово)

Суханова Ольга (Березовка)

Трусов Андрей (Маралиха)

Терехова Анастасия (Березовка)

Уваров Валентин (Маралиха)

Чурилова Зоя (Краснощеково)

Черных Людмила (Краснощеково)

Шахова Екатерина (Березовка)

                     Первый выпуск средней школы в 1939 году

 

Десятый класс учили только мужчины, а женщины учили другие классы. Многие ребята бросали школу из-за тяжелого материального положения. В 1932 — 33 учебном году в Краснощековскую школу из Карпово поступило учиться в 5 класс более десяти ребят, а закончили ее только двое. Транспорта между селами никакого не было, поэтому Чарыш переплывали на лодках.

Основное питание составляли картошка и молоко, которые каждый день ученики приносили в сумках из дома. «Хлеба было недостаточно, да и какой был не походил на хлеб, он был подобен жмыху, — вспоминает Савенкова Ф.В. — Обувь и одежда были плохие. Школьной формы не было. Негде было взять, да и не на что. Так, например, в 5 классе мы с подругой носили самотканые юбки. Только с 1936 года стало лучше в отношении питания и одежды. Помню, к нам приехали молодые учителя Кашненко Николай Сергеевич и математик Иван Флегонтович, так они первое время приходили в школу в залатанных брюках, и никого это не удивляло».

Учащиеся участвовали в художественной самодеятельности, ставили небольшие пьесы, выступали с физкультурными номерами, с «живой газетой» и в школе, и в клубе для взрослого населения.

Из-за нехватки педагогов по окончании средней школы почти все девушки, выпускницы 1939 года, пошли работать учителями, а педучилища и пединституты заканчивали заочно или экстерном в процессе работы.

 

 

           

                                  Педагогический коллектив в предвоенные годы

 

21 июня 1941 года школа проводила свой очередной выпускной вечер, и счастливые выпускники еще не знали, что ждет их на следующий день. Все парни этого выпуска ушли на фронт, а вернулись только двое.

Выпуск огненного 1941 года

            В 1943 году на фронт ушел Граждан А.С., так же, как и все мужчины-учителя. Вместо него директором школы до 1945 года был эвакуированный из Ленинграда Новиков Леонид Сергеевич, преподававший физику и русский язык. Женщинам-учителям вместо мужчин пришлось вести дополнительные предметы. Татьяна Ивановна Воронкова, преподававшая в 1942 — 46 годах географию вспоминает, что она еще стала преподавать биологию в 5-8 классах, а с уходом на фронт историка пришлось прибавить еще и историю в 8-10 классах. «И у меня стало 42 часа в неделю», — пишет в воспоминаниях Татьяна Ивановна. Математику преподавала Шипилова Мария Филипповна. Много учителей приехало из блокадного Ленинграда – очень хорошие, знающие преподаватели. Занятия во время войны шли так же, как и до войны, никаких поблажек не было. Экзамены сдавали, начиная с 4-го класса, их тогда назвали испытаниями. Учебный год начинался только с октября, так как ребята помогали взрослым убирать урожай. «Свободного времени я почему-то не помню, — пишет в своих воспоминаниях ученик военных лет Демушкин. — Знаю, что после уроков и в выходные дни ходили в колхозы (их тогда в Краснощеково было три: Майский луч, Советская крепость и Колхозная крепость) на скирдовку снопов хлеба, собирали колосья, ведь косили тогда в основном конными косилками. Как только заканчивался учебный год, я сразу уезжал в бригаду колхоза на все лето. Работу приходилось выполнять разную и по тяжести, и по сложности. Был прицепщиком на тракторе, транспортником на лошадях, косарем  и  стогометчиком.   И это  в  15 лет. В общем,   нет тех сельскохозяйственных работ, которые бы не приходилось выполнять. А в зимние месяцы после уроков берешь топор, санки и за чащей на Чарыш. Только кустарником и отапливались. Иногда, правда, ходили в кино».

Военные и послевоенные годы были тяжелыми для всей страны. Дети рано становились взрослыми, но, несмотря на тяжелую жизнь, продолжали учиться. Классы были большие, не меньше 20 человек, доходило до сорока. В параллели по одному классу не было вообще — два и более. В школу ходили полуголодными, кто босиком, кто в старой одежде, которая не защищала от холода. Когда не было электричества, занимались при свечах, коптушках (фитилек, который плавал в жире и страшно коптил). Писать приходилось на белых полях старых газет — тетради почти для всех были предметом роскоши. Почему дети все-таки не бросали школу, шли в нее? Наверное, потому, что верили в доброе будущее, стремились узнать новое, гордились хорошими отметками.

В 50-е годы количество детей стало расти, и в 1953 году было построено еще одно крыло школьного здания, а в 1965 году оба крыла соединили каменным коридором, и получилось одно здание, в котором учились до 1975 года.

                Второе крыло школьного здания, построенное в 1953 году

 

Достроенное здание школы в 1965 году

 


Школьные мастерские, построенные силами учащихся в 1961 году

С середины 60-х годов количество классов в параллели доходило до четырех-пяти. Силами учащихся школы во главе с учителем труда Купша Александром Ивановичем были построены в 60-е годы школьные мастерские, интернат для учеников из других сел, два двухквартирных дома для учителей, котельная для школы. Школьное здание не раз достраивалось и расширялось. В этом тоже помогали ученики.

  

                              Строительство дома для учителей

Ежегодно сдавали по 20-30 тонн металлолома, высаживали деревья, убирали картошку и свеклу на совхозных полях, заложили и вырастили сад Краснощековского совхоза, школьный сад (сейчас оба сада заброшены), выращивали пшеницу на школьном поле.

                                       

 В школе была своя техника: трактора, автомобили, на которых школьники осваивали навыки вождения. Трудовыми достижениями очень гордились.

 

 Школа имела  мало учителей, у которых было высшее образование. Нужны были специалисты. Лишь  в 50-60-е годы, либо по направлению, либо по собственному желанию в школу начали прибывать молодые учителя.

Школа была культурным центром на селе. Выступали в клубе с концертами с использованием частушек на местные темы.

В колхозных бригадах читали лекции, проводили беседы по воспитанию детей, политинформации, выступали с концертами. Песня Пахмутовой «О тревожной молодости» стала как бы главным гимном школьной бригады для учащихся 10-х классов.                                  

Примером ответственности, дисциплины, а также жизнерадостности, любви к школе были учителя и в первую очередь директор школы Граждан А. С. По образованию историк, он мог вести многие предметы. Ученики его живут в разных уголках страны и помнят, что жил на земле замечательный человек.                       Александр Степанович родился не в Краснощековском районе, а очень далеко отсюда, в Киевской области, в сельской семье. Во Владивостоке окончил педагогический рабфак, и с двадцати лет судьбой его стала школа. Работал в Приморском крае, сначала учителем, а потом заведующим школой. В 1935 году приехал на постоянное место жительства в Краснощеково, а с 1937 года назначен директором Краснощековской средней школы. Отсюда ушел на пенсию. Правда, был в его работе перерыв — война. В марте 1943 года Александр Степанович был призван в армию. Боевой путь его начался под городом Великие Луки. Воевал в Калининской области, Литве, Латвии. Полк перебросили под Варшаву. Дошел до Берлина. Фотографировался у стен Рейхстага. В июле 1945 года вернулся домой. И опять — в школу. За нелегкий учительский труд, за большие успехи в обучении и воспитании детей он был награжден орденом Ленина, двумя медалями «За трудовую доблесть». «Учитель от Бога», — говорят о нем бывшие ученики.

               

После ухода Александра Степановича на пенсию директором была назначена Иунихина Анна Георгиевна, проработавшая в этой должности до 1977 года.  В старом здании школы работали в две смены, вторая смена заканчивалась в восемь часов вечера. В школе был большой интернат, в котором жили ребята из соседних сел, домой их возили только на воскресенье, а всю неделю они жили в интернате. Численность проживающих в нем детей доходила до трехсот человек. В параллели было по 4-5 классов. Спортзал в старой школе представлял собой приспособленное помещение. В нем трудно было разместить спортивные снаряды, найти помещение для лыж, мала была площадь и высота для игровых видов спорта, не хватало спортивного инвентаря. Тем не менее, в школе ежедневно работали спортивные секции.  Секции были всех направлений, но самыми любимыми были волейбол, футбол и хоккей. Спортсмены нашей школы по праву считались сильнейшими в районе по большинству видов спорта.

В 1970-е годы началось долгожданное строительство новой школы.

             В январе 1976 года начались занятия в новом здании школы.

В 1976 году школа справила новоселье, было построено большое трехэтажное здание, украсившее наше село.

В 1977 — 80 гг. директором школы была Затонская Лидия Тимофеевна.

 

 Педагогический коллектив. 1979 год.

 

         С 1980 по 1991 год директором школы был Усов Анатолий Андреевич  Территория школы расцвела цветниками, дендросадом, здание украсилось цветным орнаментом, в коллективе утверждалась доброжелательная, творческая обстановка. Значительно пополнилась учебная база. Росло качество знаний и воспитанность учащихся. Был изучен передовой педагогический опыт учителей-новаторов Сухомлинского, Амонашвили, Лысенковой, Шаталова, Ильина, Зайцева…  Учителя побывали в лучших школах края. Всемерно поддерживалась творческая обстановка в коллективе.

Учителя успешно внедряли опыт новаторов, побывали в Донецке, Москве, Барнауле. Принимали у себя на педагогических чтениях соседей из Курьи, Поспелихи, Змеиногорска, Шипунова. Школа имела хорошую репутацию. Это был результат творческого, напряженного труда всего педагогического коллектива.

В гостях у школы делегации учителей из соседних районов Алтайского края

 В 1970-1980 годы в школе имелась большая производственная база: теплица, производственные мастерские, школьный сад и огород, автомобили, трактора. Учащиеся получали профессии трактористов, комбайнеров, шоферов, строителей, швей, продавцов, пчеловодов, токарей. Имела преподавателей, мастеров и необходимую технику, учебные кабинеты, шоферов. Выпускник школы вместе с аттестатом зрелости получал специальность и трудовую закалку. 245 га хлебного золотистого поля давали по 20 ц с га. Передовая технология. Полный набор сельхозтехники. Все делалось руками учеников. Швеи продавали свою продукцию. Зарплата. Комсомольская копилка. Взаимопроникновение жизни школ и шефствующих производственных коллективов, которые были у каждого класса и школы в целом. Концерты, встречи, туристические поездки в Москву, Ленинград, Барнаул.

 

       

            Весенние полевые работы проводят учащиеся старших классов             

           

  А сколько приятных воспоминаний осталось у тех, кто побывал в школьном лагере труда и отдыха, в котором каждое лето проходили производственную практику учащиеся старших классов.

 

               

                Лагерь труда и отдыха Краснощековской школы

Любимыми увлечениями учащихся тех лет были занятия туризмом и спортом. Ежегодно проводились районные туристические слеты. Это всегда было полномасштабное, серьёзное, но вместе с тем очень интересное и увлекательное мероприятие. Наши туристы была всегда очень хорошо подготовлены и одерживали победы с большим преимуществом. Команда нашей школы регулярно защищала честь нашего района в крае. И неоднократно занимала призовые места.

           

                              Один из первых районных турслетов

 

Были и многочисленные спортивные победы по хоккею, футболу, волейболу, легкой атлетике и другим видам спорта.

 

              

     Сборная школы по хоккею – чемпион района, участник краевых соревнований в г. Рубцовске и в Белокурихе.

 

                      

 

Педагогический коллектив. 1986 год.

Самыми тяжелыми в жизни Краснощековской средней, как и всей российской школы были 1990-е годы. Они пришлись на смену эпох. 25 декабря 1991 года прекратил существование СССР. Началась новейшая история современной Российской Федерации. Всю тяжесть переходного периода вместе с педагогическим коллективом несли на своих плечах директора  Морозов Сергей Иванович (1991-1994 г.г.) и  Босоногова Галина Петровна (1994-2004 г.г.).  В условиях острого социально-экономического кризиса главной задачей была забота уже не об обновлении образования, а о сохранении того, что есть, то есть не развитие, а выживание. Школы просто задыхались без денег. Не поступало средств на ремонт и содержание школ. В летний период 1995 , 1996 годов пришлось создавать комиссию с целью распределения банок с краской, так как на все кабинеты их не хватало. Учителя – заведующие кабинетами сами решали, чей кабинет больше всего нуждается в ремонте. В тот период у учителей еще и мысли не было собирать деньги на ремонт с учащихся, все считали, что это вызвано временными трудностями в стране и ситуация со временем наладится. Но шли один учебный год за другим, а денег все не было, жалко было смотреть на школьное здание и на кабинеты, а вернее на то, во что они превращаются. Постепенно приходило горькое понимание того, что  в данный момент система образования государству была тяжелой обузой и ждать от наших руководителей понимания и поддержки бесполезно.  Несмотря на трудности 90-х годов школа жила полноценной жизнью и в большей степени это было связано с тем, что педагогический коллектив состоял из опытнейших учителей, стаж работы у большинства насчитывал несколько десятков лет.                  

                 

 Педагогический коллектив.  2002-2003 учебный год.

С 2004 г. по 2012 г. школой руководила Багринцева Людмила Петровна. Это были очень напряженные и интересные годы. В 2007 году школа, благодаря инициативе и настойчивости директора  стала участником конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы и победила в нем. Благодаря полученному за победу в конкурсе миллиону рублей и полученному оборудованию в рамках приоритетного национального проекта «Образование»  улучшились условия для учебно-воспитательного процесса появилось  современное оборудование, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, возможностями мультимедийных   программ, средой Интернет.

 Повысилась профессиональная квалификация, творческая активность педагогов. У большинства есть стремление идти в ногу со временем, практически все освоили компьютер. 12 педагогов  руководят районными, 8 – школьными методическими объединениями.

         Внеурочная  исследовательская и проектная деятельность учащихся 2-11 классов организуется в школе седьмой год.  Начинали мы эту работу в 2006-07 учебном году.  Конференция прошла под девизом «Мы выбираем здоровье!». Выступающих на  конференции было всего девять человек, и организация самой конференции была, прямо скажем, обычной. Но два  пункта резолюции, которую мы приняли на этой конференции,   были судьбоносными для  этого вида нашей деятельности:

— ежегодно проводить  ученические конференции и

-предложить учащимся школ района  участие  в ней 

ФОТОРЕПОРТАЖ    С    КОНФЕРЕНЦИИ:

            Дипломанты с руководителями исследования

  

Пензякова Наталья, 10 класс

     

  Штрекер Кристина, 11 класс

На секции «Социология и психология»

      

        Гридасова Виктория, 10 класс   

 

Строгое жюри

         

 В 2011-2012 учебном  году  проведена шестая, теперь уже ставшая районной научно-практическая конференция «Первый шаг в науку» среди учащихся 5-11 классов.  В ней приняли участие 27 учащихся нашей школы, которые представили 35 работ (8 учащихся представили  от двух до трех работ) и 15 – из других школ района.     

 В конференции приняло участие 8 школ района: МБОУ «Краснощековская СОШ №1» – 27 учащихся, МБОУ Карповская СОШ – 1 учащийся, МКОУ Краснощековская ООШ — 4 ученика, МКОУ Шипуновская СОШ – 2 ученика, МКОУ Верх-Камышенская СОШ –2 ученика, МКОУ У-Козлухинская СОШ – 2 ученика, МКОУ Куйбышевская СОШ – 2 ученика, МОУ Маралихинская СОШ – 1 ученик. Всего в конференции  среди 5 -11 классов приняло участие 44 учащихся, которые на суд жюри представили 52 работы. Качество работ  детей становится все выше в соответствии с требованиями нового положения  об ученической конференции. В конференции среди начальных классов  приняло участие 46 детей; представленных работ – 47. Количество участников конференции из нашей школы по сравнению с прошлым годом увеличилось (было 69), в этом году 74 и  качество подготовки стало выше. В целом же количество участников конференции — 91.

  Четверо учителей нашей школы стали победителями конкурса лучших учителей России: Монина В. И., Гетман И. В., Заковряшина З. И., Кошелева Е. Г.).

          В 2008-2009 учебном году школа приобрела статус базовой в центральном школьном образовательном округе, объединяющем семь школ района.

          В 2009-2010 учебном году школа становится стажерской площадкой АКИПКРО по распространению инновационного опыта по теме:   «Опыт управления деятельностью ОУ по организации работы с одаренными детьми в условиях школьного округа».

         В школе  18 из 23 учебных кабинетов оснащены компьютерами и  мультимедийными проекторами. 30 компьютеров подключены к Интернету; имеется локальная сеть, медиатека. Практически все дети, занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют дома компьютер с  выходом в Интернет, многие свободно работают  в различных программах.

Школа внесена в  Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России — 2009». Включение школы в Реестр означает признание ее лидирующей роли в развитии образования региона и России в целом.

 

Учителя Краснощековской средней школы № 1 являются:

  • участниками жюри творческих конкурсов, олимпиад
  • членами экспертных групп при проведении аттестации педагогических  работников района
  •  рецензентами работ педагогов района, представленных на методические выставки (районные и краевые).
  • руководителями районных и окружных методических объединений
  • активными участниками профессиональных конкурсов различного уровня

Благодаря этому в течение многих лет школа является методическим центром системы образования Краснощековского района.

 

Положительный имидж школы поддерживают   наши  ученики. За все годы среднюю школу закончили около 3981 выпускников, а училось более 5000 учащихся. 33 человека окончили школу с золотой медалью и 165 с серебряной.

С 2012 г. директором  школы становится Архипов Николай Анатольевич. Летом 2012 года здание школы впервые было капитально отремонтировано. В августе 2012 года в нашей школе побывал глава администрации Алтайского края Карлин Александр Богданович.

 

Губернатор Алтайского края Карлин Александр Богданович, глава Краснощековского района Петров Евгений Владимирович, директор КСШ № 1 Архипов Николай Анатольевич во время посещения школы.